А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
поиск города, региона по алфавиту
Путеводитель по России Соборы Кремля, Центральный

Соборы Кремля

Описание

Вторая половина XV века стала периодом, когда окончательно сложился архитектурный ансамбль главнейшей кремлевской площади. Соборная площадь с древних времен была местом, где отмечались важные события и празднования. Большие церковные праздники сопровождались торжественным богослужением. Венчания, коронации, похороны русских царей собирали на этой площади всю знать. Иностранные послы также принимались именно здесь – перед Грановитой палатой. Соборная площадь – это архитектурный комплекс, состоящий из выдающихся древнерусских памятников, возведенных мастерами строительного дела того времени. Соборы Успенский, Благовещенский и Архангельский, Грановитая палата, церковь Ризоположения, здание Патриарших палат, колокольня Ивана Великого со звонницей – древнейшие храмы Кремля, помимо функций религиозных, выполняют сегодня и функции музеев, стены которых хранят шедевры изобразительного и прикладного искусства.

Свою значимость и величественность гордо подчеркивает гармоничными и соразмерными формами Успенский собор Кремля, находящийся в самом центре Соборной площади. Своим внушительным видом храм обязан архитектору из Италии Аристотелю Фиораванти, которого привлекли к строительству в 1475 году. История возведения собора началась еще в 1472 году, но тогда русские мастера Кривцов и Мышкин не уделили необходимого внимания кладке стен, и недостроенный собор превратился в развалины. С XII по XIV века на месте нынешнего собора находилось три храма, которые, каждый в свое время, исполняли роль Кафедрального собора. Фиораванти при строительстве брал за образец Владимирский Успенский собор, и по завершении всех работ над площадью возвысился пятиглавый торжественный собор Успения Пресвятой Богородицы, с гармоничностью форм которого вряд ли может конкурировать любой другой храм. Нехарактерным для русских соборов стало решение интерьера: просторный светский зал, круглые колонны удачно заменили традиционные столбы. Роспись на стенах и иконостас выполняли русские мастера под началом Дионисия – прославленного в то время иконописца, однако об уровне их мастерства сегодня можно судить лишь по незначительным фрагментам, которые сохранились до наших дней в Похвальском приделе и в части алтаря. Все фрески на протяжении столетий «поновлялись» и заменялись новыми, но тематика сюжетов оставалась первоначальной. Грандиозный, украшенный серебряными чеканными окладами иконостас, созданный русскими иконописцами, в 1653 году заменил старый. Среди мастеров-авторов этого творения следует выделить Иосифа Владимирова и Константина Ананьина. В 1498 году зародилась традиция отмечать в Успенском соборе не только важные церковные праздники, но и значимые для государства события. В этом храме венчались на престол русские цари (в 1547 году – Иван Грозный, в 1721 году – Петр I), здесь нашли свое место упокоения русские митрополиты и патриархи. Первым в соборе был похоронен митрополит Петр – церемония захоронения состоялась в 1326 году. В 1700 году состоялись последние из всех похорон, тогда хоронили последнего, десятого патриарха русского Адриана. С 1703 года Петр I отменил патриархию своим указом, и церковь стала возглавляться Святейшим Синодом.

По соседству с Большим Кремлевским дворцом находится Благовещенский собор, увенчанный девятиглавым венцом куполов. Домовая церковь – именно эта функция была возложена изначально на собор, здесь проходили бракосочетания и крещения детей великих царей и князей русских. Этот храм в конце XV века заменил одноглавую, одноапсидную Благовещенскую церковь, которая в 1416 году подверглась значительной реконструкции, а к 1484 году, придя в упадок, была и вовсе разобрана. Псковские архитекторы, взявшись за строительство нового храма, практически сохранили размеры и объем стоявшей ранее на этом месте церкви, добавив еще две главы. Собор окружила открытая галерея-гульбище со сходами, выходящими на Соборную площадь. В 1547 году во время пожара храм сильно пострадал. В 60-е годы над галереями-папертями возвысились своды, по углам которых были возведены четыре придела, напоминающие небольшие одноглавые церкви: «Александра Невского», «Собор Богоматери», «Вход в Иерусалим» и «Архангела Гавриила». Центральная часть храма с запада увенчалась еще двумя головами, превратив изящный, стройный трехглавый собор в роскошный девятиглавый храм, получивший статус дворцового царского храма. Парадность и живописность облику Благовещенского собора придает иконостас, в состав которого вошли иконы XIV–XIX веков. Считается, что иконы праздничного чина, на которые наложили свой огненный отпечаток языки пламени в 1547 году, принадлежат кистям Андрея Рублева и Прохора из Городца.

Этот храм в 1484–85 гг. зодчие из Пскова возводили на месте, где ранее сгорела домовая митрополичья церковь. Именно тогда на Соборной площади, с западной стороны от Успенского собора появилась церковь Ризположения. Декоративные архитектурные приемы и оригинальные формы превратили небольшой по объему храм в весьма примечательный памятник. Иконостас в четыре яруса, выполненный в 1627 году артелью во главе с известным мастером изографии Назареем Истоминым-Савиным, сохранился в церкви и по сей день. В 1644 году Сидор Осипов, Иван Борисов и Семен Абрамов выполнили фресковую стенопись, которая вместе с иконостасом образует единый законченный художественный ансамбль. Отличительная черта стенной росписи церкви Ризположения – отсутствие изображения сцены Страшного Суда. Выставленная русская деревянная скульптура в северной галереи церкви опровергает суждение о неиспользовании скульптур в русских православных храмах.

«Княжескую», южную часть Соборной площади занял Архангельский собор. До 1333 на месте собора находилась деревянная церковь Архангела Михаила. Затем Иван Калита приказал на месте церкви построить самый большой в то время белокаменный собор, который с момента возведения и до конца XVIII века стал усыпальницей князей, а вскоре и царей. Во времена правления Ивана III храм окончательно обветшал и был разобран, а в 1505–08 гг. на его месте возвысился Архангельский собор – величественный пятиглавый храм, строительством которого руководил Алевиз Новый – архитектор из Венеции. Эпоха Ренессанса четко считывается с декора собора. Традиционные крещатые столбы приковывают к себе внимание посетителей. Храму неоднократно угрожали пожары, но здание ни разу не было перестроено. Шестистолпный крестовокупольный собор, согласно проекту зодчего В. Баженова, в 1772 году был укреплен с южной стороны белокаменным контрфорсом. Первая фреска украсила Архангельский собор во второй половине XVI века, однако до сегодняшнего времени уцелели лишь небольшие фрагменты древнерусской росписи. Алексей Михайлович в 1652 году приказал расписать собор заново, и в 1666 году иконописцы, под началом Симона Ушакова, закончили свои работы. Так как храм посвящен Архангелу Михаилу, то и сюжеты изображений на стенах и под куполами собора связаны с событиями при участии святых воинов.

В середине XVII века кремлевский ансамбль дополнило сооружение, получившее название Патриаршие палаты – монолитный комплекс с наличием домовой церкви. Храм приказал возвести для себя патриарх Никон. Архитектурное произведение русских мастеров Алексея Королькова и Ивана Семенова в 1721 году существенно изменилось, и эти изменения стали последствием упразднения патриаршества и учреждения Синода. Две сквозные арки со стороны соборной площади встречали въезжающих в Патриаршие палаты. Въезд располагался как раз под церковью Двенадцати Апостолов. Жилые патриаршие покои соединены с храмом, его северной стороной, открытой галереей на столбах. Личные покои патриарха располагались на третьем этаже, на втором, где сейчас находятся музейные экспонаты, были парадные помещения, а хозяйственные службы занимали первый этаж. Среди парадных помещений главной считалась Крестовая, или, как ее еще называли, Мироваренная палата, служившая местом заседания Священного Собора. Это помещение всегда поражало своими размерами (280 кв. м.!) и удивительной красоты сводами, которые обходятся без центральных опор. Увы, первоначальное убранство и интерьер палаты до сегодняшних дней не сохранились. Форма окон была изменена в 1793 году архитектором М. Ф. Казаковым, им же был переложен свод и сделаны новые порталы. Технику и жанры ремесел декоративно-прикладного искусства можно увидеть в экспонатах, которые хранят витрины Крестовой палаты. В основном, это предметы обихода, которыми пользовались в то время не только в России, но и других странах. Зал хранит и медные изделия XVII века, и посуду, выполненную из драгоценных металлов, и ювелирные украшения, и уникально тонкие, нарядные оклады Евангелия, и подарки, которые когда-то преподносились послами для царского дворца, и многое другое. Трапезная домовой церкви Двенадцати Апостолов также является экспозиционным залом. Здесь собрана коллекция образцов русского художественного шитья, датированная XVII столетием. Ранее на месте собора Двенадцати Апостолов стоял старый храм «Соловецких чудотворцев» и находилась часть двора, принадлежащего Борису Годунову. Возведенный собор назвали церковью Апостола Филиппа. Медные листы и позолота покрывали кресты храма и кровли. С 1680 года собор стал носить теперешнее название. Церковь Двенадцати Апостолов так же, как и другие постройки кремлевской площади, неоднократно поддавалась ремонтным работам. Резное золоченое дерево с элементами традиционного московского барокко украшает иконостас храма XVII – нач. XVIII века, который был перенесен из Вознесенского собора в 1929 году. Среди произведений изобразительного искусства особый интерес всегда вызывала иконопись представителей «строгановской школы».

Шестидесятиметровая колокольня Ивана Великого поднималась над Соборной площадью в период с 1505 по 1508 год. Бон Фрязин возвел ее на месте, где раньше стояла церковь Иоанна Лествичника. Высотная доминанта кремлевского ансамбля стала воплощением желания Бориса Годунова – новому храму не должно было быть равных. Со временем, благодаря надстройке, высота колокольни достигла 81 метра, таким образом, у нее появилась еще одна функция – сторожевая и пожарная башня. Массивная, мощная основа с каждым ярусом переходит в более легкую и стройную часть здания, кажется, ее пик вот-вот коснется небес – главный композиционный принцип, используемый в строительстве храма. Завершенности ансамблю придают построенная в 30-х годах XVI века звонница и Филаретова пристройка с шатровой крышей, возведенная в 1624 году. Взрыв, произведенный согласно приказу Наполеона, значительно разрушил оба сооружения, но в 1810-х годах они были заново восстановлены, однако, благодаря работе архитектора И. Жилярди, здания приобрели черты, характерные для современного классицизма.

Центральный

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

ПРИРОДНЫЕ КРАСОТЫ И
ЗАПОВЕДНИКИ
0
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗДАНИЯ, УЛИЦЫ
И ПЛОЩАДИ
50
МУЗЕИ И ГАЛЕРЕИ 28
ЗНАМЕНИТЫЕ СООРУЖЕНИЯ
И ПАМЯТНИКИ
11
САДЫ И ПАРКИ 0
ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ 3
КРЕПОСТИ, ДВОРЦЫ И УСАДЬБЫ 6
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РУИНЫ
И РАЗВАЛИНЫ
0
ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА 0

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ

ГОСТИНИЦЫ И ОТЕЛИ 76
ПАНСИОНАТЫ И ДОМА ОТДЫХА 0
САНАТОРИИ И ЗДРАВНИЦЫ 0
БАЗЫ ОТДЫХА И ТУРБАЗЫ 0
МИНИ-ГОСТИНИЦЫ, МИНИ-ОТЕЛИ 8
ГОСТЕВЫЕ ДОМА И КОТТЕДЖИ 0
МОТЕЛИ И КЕМПИНГИ 0
ХОСТЕЛЫ И ОБЩЕЖИТИЯ 5
КВАРТИРЫ И КОМНАТЫ 0

ГДЕ ПОЕСТЬ

РЕСТОРАНЫ 211
БАРЫ, ПАБЫ И ПИВНЫЕ 26
КАФЕ, КОФЕЙНИ И ЧАЙНЫЕ 33
ПИЦЦЕРИИ И ТРАТТОРИИ 3
ЗАКУСОЧНЫЕ И БИСТРО 7

Где развлечься

ТЕАТРЫ И КИНОТЕАТРЫ 0
КЛУБЫ И НОЧНЫЕ КЛУБЫ 1
БОУЛИНГ И БИЛЬЯРДНЫЕ КЛУБЫ 0
ПЕЙНТБОЛ И ТИР 0
АКТИВНЫЙ ОТДЫХ 0
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПАРКИ И ЦИРКИ 0
БАНИ И САУНЫ 0
Москва
Восточный
Западный
Зеленоградский
Северный
Северо-Восточный
Северо-Западный
Центральный
Юго-Восточный
Юго-Западный
Южный
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ КУПИТЬ КЛУБНУЮ КАРТУ ДОБАВИТЬ ОБЪЕКТ веб мастеру

(с) Путеводитель по России